Госдума приняла в пятницу во втором чтении
законопроект, повышающий размер финансовых гарантий для туроператоров.
Если закон принят в таком виде, многим мелким туроператорам придется
уйти с рынка.
Согласно законопроекту,
небольшие турфирмы, занимающиеся выездным туризмом, с годовым оборотом в
100 млн рублей, должны довести размер своих фингарантий с 10 млн до 20
млн рублей. Полис на такую же сумму должны предоставить новички
турбизнеса.
Крупные туроператоры с годовым оборотом свыше 100 млн
рублей обязаны обеспечить фингарантии, как и сейчас, на 100 млн рублей,
говорится в законопроекте.
Неизменным останется объем гарантий и для
туроператоров, работающих в сфере внутреннего (для граждан России) и
въездного (для иностранцев) туризма - 500 тыс. рублей и 10 млн рублей
соответственно. Согласно проекту, туроператоры должны иметь финансовое
обеспечение в указанных размерах не позднее 90 дней со дня вступления в
силу этого закона.
Туристическое сообщество неоднозначно относится к
законопроекту о фингарантиях.
По словам руководителя Российского союза туриндустрии
(РСТ) Сергея Шпилько, «повышение фингарантий для возмещения ущерба
туристам - это, по большому счету, не решение проблемы. Ведь если рухнет
действительно крупный оператор, то и 100 млн рублей не хватит. Надо
увязывать сумму финансового обеспечения с реальным объемом
ответственности туроператора хотя бы за предыдущий год, а еще лучше
страховать каждый отдельный договор».
По данным РСТ за два года действия требования
финансового обеспечения туроператоры только в области международного
туризма заплатили страховщикам в виде страховых премий больше 650 млн
рублей, а страховые выплаты туристам составили менее 30 млн рублей, то
есть не более 5% полученных средств.
«Основная проблема туристического рынка - этика
бизнеса. Зачастую, уповая на закон, турфирма продолжает продавать уже
воздух, надеясь на наличие финансовой гарантии, и не думая о том, хватит
ли ее для возмещения всем пострадавшим, вместо того, чтобы объявить о
том, что она финансово несостоятельна и вовремя уйти с рынка», - говорит
Елена Скуратова, управляющий директор департамента комплексного
страхования в туризме Группы «Ренессанс страхование».
По мнению участников рынка, сумма в 10 млн рублей для
туроператоров по въездному туризму практически неподъемна. По словам
председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по
предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и
гостиничной деятельности Юрия Барзыкина, в таких местах, как Якутия,
Карелия, Хабаровский край оттого, привезут или не привезут иностранных
туристов, зависит социально-экономическое развитие целых поселений.
По мнению начальника Управления контроля социальной
сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Тимофея
Нижегородцева, в Госдуме имеют очень приблизительные представления о
том, куда туризм движется. Предложения вносятся без каких-либо серьезных
аналитических исследований. Туристический рынок необходимо разбить на
сегменты. «Сваливать всех туроператоров в одну кучу - неправильно», -
заметил Нижегородцев в интервью RATA-news.
«Туристический рынок более чем на 90% состоит из
небольших компаний. Для многих из них 20 млн рублей -это годовой оборот.
Риски несоразмерны размеру такого бизнеса. Для крупной компании
стомиллионная гарантия - особой роли не играет», - замечает
пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.
|