Практике
российского бизнеса до сих пор малознакомы современные эффективные
методы управления. В конце 2010 года авторитетное издание в области
менеджемента Harvard Business Review опубликовало рейтинг самых
эффективных менеджеров мира по версии экспертов из INSEAD (Institut
Européen d’Administration des Affaires). Из 50 человек в топ попали
только два россиянина - Алексей Миллер и Михаил Прохоров.
Почему плохой менеджмент - наше больное место, имеет ли руководство
право на ошибку и существуют ли «золотые правила» для управленцев,
рассказал «Актуально.ру» тренер Центра Бизнес Образования, директор
Центра управленческого и инвестиционного консультирования при
Международном научно-исследовательском институте проблем управления,
Станислав Хайниш.
Станислав Викторович, в чем, по вашему мнению,
особенности современного российского менеджмента? Какую главную проблему
вы могли бы выделить?
Бизнес в России находится далеко не в
благоприятных условиях: коррупция, незащищенность, налоговое бремя.
Печальная его особенность – низкий уровень менеджмента в стране.
Тотальная управленческая безграмотность наблюдается на всех уровнях: от
любого предприятия до высшего руководства страны.
Одной из
главных проблем является ментальность российского человека. Российский
менеджер живет в мире заблуждений, иллюзий, мифов. Когда весь остальной
мир смотрит на вещи по-другому – реальнее.
В своих мастер-классах
и интервью вы говорите, что «100% российских компаний нуждаются в
«сверхменеджменте». В чем его принципы? Какие требования для него
выдвигаются? Что он меняет в привычной модели отношений начальник -
подчиненный?
Сверхменеджмент – целый комплекс направлений и
инструментов. Это не отдельно работа с персоналом, или отдельно
маркетинг. Надо хорошо осознавать уровень менеджмента и его значимость
для развития экономики страны и бизнеса любой организации. В этом смысле
«сверх» подразумевает и то, что менеджменту необходимо уделять гораздо
больше внимания.
Счет сейчас пошел на доли секунды, как пишут в
некоторых книгах по менеджменту. Это действительно так.
«Сверхменеджмент» состоит в том, что нужно осваивать его на очень
больших скоростях и более простыми приемами. Скорость в этом веке
особенна важна. И особенно для российского менеджмента, который отстает
от передового зарубежного на 20-30 лет. России нужно очень быстро
бежать, чтобы конкурировать с опытом других стран.
Через сколько лет мы сможем догнать другие развитые страны?
Сказать трудно. Что бы там ни говорили наши высшие руководители, мы
находимся в ряду слаборазвитых стран с очень неблагоприятными условиями
по 10-15 параметрам во всех направлениях ведения бизнеса. Выход из
положения, конкурентоспособность и эффективность нашей экономики будут в
большой степени зависеть от интеграции, кооперации с другими странами.
В одиночку, я думаю, нам вообще никогда никого не догнать. Нам
необходимо соединение наших преимуществ с практикой современного
менеджмента других стран.
Реально добиться «революции» в практике управления?
С одной стороны, слово «революция» само по себе не очень хорошее. С
другой, это свойственно американскому менеджменту: не мелкие, а
революционные изменения. Они серьезны и одновременно стремительны. Да и
та деловая культура к ним более подготовлена и воспринимает без
отторжений.
В России, поскольку менеджмент отстает, необходимы именно революционные изменения на большой скорости.
Даже Япония, по сути, чтобы быть конкурентоспособной страной переходит
сейчас к американской системе менеджмента: жесткой, быстрой,
радикальной. Это не значит, что их опыт был плох: он уже ими освоен,
японский менеджмент развивается дальше.
На мой взгляд, чтобы
лучше и быстрее двигаться по пути развития менеджмента, в нашей стране,
должны быть созданы соответствующие внешние условия. К примеру, у нас до
сих пор плохой климат для малого бизнеса, его доля в валовом продукте –
25-30%, тогда как в мире – 55-60%. Можно считать это большим резервом,
но можно относить этот грант к неэффективному управлению в государстве.
Существуют ли универсальные, «золотые правила» менеджмента – то, чему должен следовать каждый руководитель?
На данный вопрос однозначного ответа нет - можно подойти к этому с
разных сторон. К примеру, идут периодические исследования на тему
«основные характеристики современной бизнес-организации». Это –
управляемость, клиентоориентированность, инновационность, скорость и
профессионализм. Это не просто «золотые правила», а – необходимые
условия.
В некоторых сильных и современных компаниях имеют место
быть и другие характеристики. К примеру, удивительная вещь, к которой я
долго привыкал – минимизация внутренних коммуникаций и взаимоотношений.
Некоторым в это трудно поверить и трудно принять. То есть, как в офисе,
так в вышестоящих структурах межчеловеческие отношения сводятся к
минимуму. Желательно вообще обнулить и расщепить: у автомобиля должен
быть один хозяин. А эти совместные кофепития идут бизнесу вразрез,
поскольку часто это возможно отнести к издержкам и накладным расходам.
Некоторые золотые правила возникают в условиях повышенных рисков - на
то они и «золотые». Опыт лидеров потому и исследуется, что они лидеры.
Но это не значит, что их философию надо перенимать всем остальным.
К примеру, горнолыжник может сказать: «Я лучше всех, потому что
тренируюсь на склонах, где высока вероятность падения». Он живой – он
состоялся как чемпион. Но если все начнут это делать – ничего хорошего
не выйдет, будет много пострадавших.
Станислав Викторович, а вообще, на ваш взгляд, простительна ли ошибка руководства?
Успех - это непрерывное стремление к инновациям, к изменениям.
Руководство, которое идет на это – заведомо идет на риски. Бизнес – это
непрерывные риски. А риски – это часто ошибки.
Лидеры чтут
тезис: «спеши сделать ошибку, но честно». Это сильное правило для
сильных организаций. Для тех, кто, берясь за дело, осознает, что на 80%
идет на потери и готов за это отвечать.
Что значит «честно»? Это
значит уметь извлечь из ошибки урок. Иногда задаю вопрос аудитории: а
можно ли сделать так, чтобы все ошибки были «честными»? Да, конечно,
если из всех ошибок будем извлекать уроки.
Другое правило
сильных, которое может являться и золотым – «поощряйте блестящие
провалы, наказывайте посредственные успехи». «Успех – это движение от
поражения к поражению без потери энтузиазма», - такую фразу в прошлом
веке сказал Уинстон Черчилль.
Как вы видите идеальную систему управления предприятием? Существуют ли реальные примеры (в России, за рубежом)?
Не может быть универсальной и одновременно верной системы управления.
Надо привыкнуть к понятию «многовариантность». Более того, идеальной в
принципе никогда не может быть. Нет предела совершенству: нарисуйте
любую систему – я проведу диагностику и нарисую новую планку для
развития.
Как в спорте, так и в бизнесе, существуют разные
пьедесталы для лидеров. Вопрос лишь, в чем ты лучший, и в каком масштабе
(страны, области, города) это преподнести. Пьедесталов в бизнесе много,
надо найти свой. Верить в него и удерживаться на нем.
Кризис – это препятствия или возможности?
Это сигнал. Сигнал к реструктуризации, к реформированию. Это
возможности для нового витка и разворота в сторону повышения
эффективности, дальнейшего развития.
Причем внутренний кризис и
внешний – понятия разные. Внутренний – это движение к банкротству. Он
обязан предупреждать. Мировой кризис – это естественно. Не надо его
бояться. Необходимо говорить о программе активного развития в условиях
глобального кризиса, но ни в коем случае не называть ее «антикризисной».
Так или иначе, именно кризис показывает, где надо делать акцент и в
какую сторону, в частности, разворачивать профиль бизнеса и экономику в
целом.
Как ни странно, в первой тройке источников кризиса –
научно-технический прогресс. Также, это вмешательство государства в
рыночную экономику. Если кризис – препятствие, то только для ведения
бизнеса во вчерашнем формате. В таком случае для лидеров это не
препятствие ни в чем. Говорить: «мы не выжили из-за кризиса» - это
слабая позиция.
На ваш взгляд, какие показатели ценнее и
перспективнее – количественные или качественные? На что ориентироваться
руководству и сотрудникам на начальном этапе становления бизнеса?
Важно и то и другое. Хотя, в XXI веке идет переход к порядковым шкалам и
экспертным оценкам. На цифры надеяться уже нельзя. Оценивать
количественно можно, но только надо ли считать все с такой точностью?
Это просто засорение мозгов и трата энергии, ресурсов и денег. Талмуды
данных только усложняют и замедляют принятие решений. Главная задача как
раз в том, как сократить бумажную отчетность, как действовать более
быстро и часто на более качественном уровне.
Станислав Викторович, как взаимодействовать с клиентом? Какие ценности современные клиенты чтут сейчас больше всего?
Помимо таких конкретных характеристик продукта, как качество, цена,
сервис, все больше ценятся такие «мягкие» составляющие – как
межчеловеческие отношения, впечатления, эмоции. XXI век – это время,
когда «мягкое становится твердым, а твердое – мягким».
|