Наше правительство определило компьютер как сложнотехническое устройство
и даже внесло персональные компьютеры и все периферийные устройства в
специальный реестр товаров. Больше это, конечно, связано с
регулированием отношений между продавцом и покупателем. Но также это
касается и тех людей, которые производят ремонт ПК. Об этом я и хочу
рассказать.
Так получилось, что по роду службы я как раз и занимаюсь ремонтом
компьютеров и комплектующих. Поэтому могу судить об этой системе
изнутри.
Итак, рано или поздно любой компьютер ломается, как бы не убеждали в
обратном продавцы. Правда, у «хороших» продавцов и сборщиков он ломается
через два три года, а у «плохих» бывает и через месяц. Но сейчас не об
этом. Мы о ремонте. Неисправности у ПК могут быть двух типов:
программного обеспечения и аппаратного. Теперь давайте разберёмся, как
подобные неисправности устраняются.
Восстановление ПО
Если у вас случились проблемы с программным обеспечением, то в этом
ничего страшного нет, и подобная неприятность решается за час-два прямо у
вас дома. Приходит специалист (о том, как его выбрать немного позже),
вставляет диск, флэшку – и пошло-поехало. Казалось бы, всё просто и
вроде бы и обмануть негде. Но остерегаться всё равно стоит. Сейчас
попробуем рассмотреть те ситуации, в которых вы легко сможете стать
жертвой обмана при восстановлении программного обеспечения у вас на
дому.
1.
Если у вас на жёстком диске хранились необходимые файлы,
которые нужно сохранить, то под это дело у вас могут и, скорее всего,
возьмут дополнительные деньги. И это нормально, если бы ни одно «но».
Вам могут заявить, что к приходу специалиста все данные уже исчезли и их
нужно восстанавливать и платить за такой ремонт пару тысяч (особенно
это актуально, если данные являются для вас очень важными). И многие
платят.
Но здесь важно понять две вещи – где у вас хранилась информация. Если на диске С (там, где ),
то данные к приходу мастера могли действительно слететь. Но если на D
или на ещё каком-то дополнительном диске, то они все останутся на месте,
и деньги с вас будут брать за воздух. В подобных случаях МирСоветов
советует не высказывать компьютерщику своё беспокойство о файлах, а
просто попросить не форматировать диск D. Если же он всё-таки заявил об
удалении и дорогостоящем восстановлении, то лучше откажитесь от услуг
этого человека.
2.
Совсем недавно произошла интересная ситуация. Ко мне в
мастерскую пришла клиентка с жёстким диском. И сказала, что на носителе
очень много вирусов, и эти вирусы уничтожили все документы и 1С
бухгалтерию. Я сразу к этому отнесся скептически, но всё-таки посмотрел.
Документы все были на месте, 1С действительно не запускалась, но базы
были целы.
Когда клиентка пришла забирать компьютер, я поинтересовался, с чего она
взяла, что все документы пропали. И она поведала историю, как к ней
пришёл компьютерщик по объявлению из газеты. Установил антивирус,
почистил компьютер. Программы переустанавливать не стал (вроде как забыл
флэшку), и сказал, что вирусы уничтожили вся и всё, и надо заниматься
восстановлением. За такое восстановление запросил пять тысяч рублей.
Договорился о встрече и уехал. Женщина перепугалась, да и такой суммой
она явно не располагала, поэтому пришла ко мне. Дел было всего на
полчаса. Вирусов уже не было, пришлось просто переустановить десяток
программок и восстановить 1С (то есть установить новую копию и внести в
неё базу данных). Эту работу я оценил в 500 рублей. Поэтому мой совет:
если вы видите человека первый раз в жизни, то не слишком уж доверяйте
ему, а лучше перестрахуйтесь и хотя бы проконсультируйтесь в другой
фирме.
3. Ещё один
(по-другому назвать это не могу) – это установка якобы лицензионного
ПО. Мелькал одно время один горе-компьютерщик. Он устанавливал антивирус
DrWeb и брал только за антивирус по три тысячи рублей, мотивируя это
тем, что антивирус якобы лицензионный, ключ никогда не заканчивается, и
обновления проходят нормально.
И один раз принесли мне системный блок с этим антивирусом. Там было всё
просто – использовался пиратский ключ типа never (бесконечный) и
антивирус никогда «не заканчивался». Также стояла дополнительная
программа для обновления (обновление происходило не с официального
сервера, а с какого-то левого). Вы можете сказать: «Почему бы и нет,
если всё работает?». Но за такой антивирус можно взять максимум 400
рублей, а не три тысячи, и при этом утверждать, что это лицензия.
Такая же ситуация может быть с любой программой. Поэтому в таких случаях
требуйте диск, проверяйте ключи, наклейки, голограммы. Если есть
Интернет, активируйте программу.
4.
Ещё один вид мошенничества – это заявление компьютерщика, что у
вас дело не в программном обеспечении, а в аппаратном. В таком случае
могу посоветовать: требуйте ремонта в своём присутствии. Есть такие
ушлые люди, которые видят и ЗНАЮТ, что у вас слетела операционная
система, но вслух говорят о неисправностях в материнской плате. Якобы
ремонтируют её, берут тысячу с лишним за ремонт, ещё что-нибудь за
установку операционной системы. А на самом деле компьютер даже не
вскрывают. Поэтому будьте внимательны.
Вызов мастера на дом
Теперь несколько слов о
мастера по работе с программным обеспечением. Здесь можно столкнуться с
так называемой палкой о двух концах. Во многих фирмах вас попросят
просто привезти системный блок. Мастера же на дом можно будет найти по
газете. И здесь – внимание! Люди, которые ходят по домам для ремонта
компьютеров, делятся на три основных категории: голодные студенты,
специалисты и мошенники.
Про голодных студентов много говорить не приходится. У них, как правило,
три-четыре диска, ходят либо утром, либо вечером. Объявление в газете
маленькое – пара строчек. Обращаться к таким или нет – решать вам. Если
лишние деньги есть, то, конечно же, лучше вызвать квалифицированного
мастера.
Теперь о специалистах. У них, как правило, дорогая, большая и красивая
реклама. У мошенников, к слову сказать, тоже. Но, к счастью, есть
несколько отличий.
- Если вы по телефону хотя бы поинтересуетесь наличием свидетельства,
то специалист вам сразу же даст нужную информацию. А мошенник хотя бы
на несколько секунд, но замешкается, и, скорее всего, уже не придёт к
вам.
- Прежде чем делать вызов, возьмите две газеты: свежую и годичной
давности. И лучше будет обратиться к тому человеку, чья реклама будет
присутствовать в обеих газетах. На мошенника в таком случае вы не
попадёте – они, как правило, работают эпизодически, чтобы лишний раз не
привлекать внимания.
Также стоит научиться хотя бы приблизительно отличать неисправности,
связанные с программным обеспечением и с аппаратным. Это не сложно. Если
у вас на мониторе есть хотя бы белые символы на чёрном фоне – то это на
90% проблема с программным обеспечением. Если же сбоит операционная
система – это уже 99% программное обеспечение. Если операционная система
не устанавливается – то это 90% жёсткий диск и обвязка (шлейфы,
например). А вот если на экране ничего нет, монитор или системник не
включается либо пищит и т.д., то здесь с уверенностью можно
констатировать .
Ремонт «железной» части компьютера
Теперь настало время более подробно поговорить железе. Здесь вызывать
мастера для ремонта вашего компьютера на дом бесполезно. Максимум, что
он сможет – это точно определить причину либо заменить какой-либо блок.
Вы скажете: «Почему бы и нет?»
Я же приведу простой пример. У одного из моих нынешних постоянных
клиентов как-то сломался компьютер. Не определялся жёсткий диск. Он
нашел специалиста по ремонту компьютеров через газету. Тот приехал,
экспериментировал с перемычками. Затем сказал, что во всём виноват
жёсткий диск. Поехали в магазин, купили. Он поставил. Всё заработало.
Старый, естественно, забрал на запчасти. Прошло два дня. Та же проблема.
Приходит тот же специалист и говорит, что вдобавок ко всему ещё и блок
питания. Поменяли. Старый также ушёл на запчасти. На этот раз прошло
всего несколько часов. Мастер решил, что дело в разъёме IDE на
материнской плате. Поменяли материнку. Старая – также на запчасти.
Прошёл день – та же история. В итоге выяснилось, что просто-напросто
нужно было поменять шлейф.
Поэтому лучше обратиться в нормальную крупную фирму, занимающуюся
ремонтом. Там вас ничего лишнего покупать не заставят. Только перед тем,
как относить компьютер, МирСоветов рекомендует либо самостоятельно,
либо с помощью любого другого разбирающегося в компьютерах человека
перепишите все серийные номера с комплектующих, а после ремонта сверьте.
И тогда сразу всё станет ясно. Потому что бывают такие специалисты,
которые вроде бы и делают нормально, но если у вас, скажем, сгорела
материнская плата, они скажут, что ещё и блок питания. Поменяют вам
только материнскую плату, а блок питания даже и трогать не станут. Но
деньги возьмут за всё. А также после ремонта просите неисправные
комплектующие обратно. И обязательно сверяйте по серийным номерам – ваше
вам вернули или нет.
Я, конечно, понимаю, что всем людям не верить нельзя. Но
перестраховаться стоит. Один раз достаточно проверить человека и, если
он работает нормально, можно к нему в дальнейшем обращаться, и уже не
думать, обманет или нет.
|