Постояльцев
российских отелей начнут идентифицировать по биометрическим данным. В
гостиничном бизнесе реализуют инновационный проект. В результате
планируется полностью обновить систему контроля в отелях, клиенты
и персонал будут пользоваться не ключами и даже не электронными
картами, а собственными глазами и пальцами. До чего дошла гостиничная
техника, выясняла корреспондент радио «Вести ФМ» Анна Семкина.
Привычные ключи уйдут в прошлое, дверь своего номера клиент
гостиницы будет открывать как банковский сейф — с помощью отпечатков
пальцев и сетчатки глаза. Такие результаты обещает инновационный проект
от инвестиционной группы «Туринвест». Автор и главный разработчик —
Андрей Игнатьев, до позапрошлого года он состоял в совете директоров
компании BSI group, туроператора по Великобритании, но теперь решил
заняться развитием отечественных гостиниц. Сейчас его компания тестирует
новую компьютерную систему, которая обещает отелям буквально райскую
жизнь: никаких бумажных анкет постояльцев, потерянных ключей и магнитных
карт, и никакого воровства личных вещей из номера. Гостиница
устанавливает у себя программное обеспечение, которое позволяет
считывать данные из биометрического паспорта клиента, поясняет Игнатьев.
«Там стоят такие небольшие аппаратики при входе в номер,
прикладываешь палец или можно сканировать фотографию. И проходишь туда,
куда есть доступ. Если не будет биометрического паспорта — это
проблема, конечно, оборудование тогда работать не будет», —
рассказывает Игнатьев.
Российские отельеры новинку восприняли без энтузиазма. К примеру,
в 5-звездочном отеле «Националь» сообщили, что новую систему
устанавливать не планируют. В любой элитной гостинице с богатой
историей такая навороченная электроника не приживется, поясняет
начальник пресс-службы гостиницы Анна Амосова.
«В исторических отелях я такой системы нигде не видела. Возможно,
это будет интересно в отелях в стиле хай-тек или бутик-отели, перед
которыми стоит задача закупки нового оборудования. Скажем, это некая
фишка для привлечения клиента. В целом, я думаю, это просто веяние
моды», — считает Амосова.
Нормативов и предписаний, какую систему устанавливать можно, а какую
нет, в гостиничной сфере не существует. Все по желанию владельца,
поясняет вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России
Татьяна Гостенина. И даже припоминает — в одном из наших гостиничных
комплексов такая система уже давно работает.
«Но это не система биометрических паспортов, это просто система
доступа по отпечатку пальцев. Насколько она оправдана в гостинице, я
сомневаюсь. Потому что та система по ключам доступа, которая сегодня
существует, она безопасна. Ключ если теряется, то его тут же блокируют.
К тому же на самом ключе нет номера комнаты, он безликий», — поясняет
Гостенина.
Новые датчики обойдутся недешево отелям, уверяет руководитель Центра
вирусных исследований и аналитики компании ESET Александр Матросов. К
тому же сразу возрастает и другой риск.
«Если я сдам на ресепшен свои биометрические данные, то как они
будут хранится? Ведь если человек останавливается в разных отелях, то
злоумышленник получает доступ к его номерам», — рассказывает Матросов.
Слабые стороны у новинки обнаружили и депутаты Госдумы. По словам
председателя подкомитета Госдумы по технологическому развитию Ильи
Пономарева, применять биометрические данные в России пока еще
официально никто не разрешал.
«Первое применение, которое было бы, — это аэропорты. И на самом
деле в них сейчас есть современные системы, которые позволяют
использовать биометрию с технической точки зрения, но нормативная база
этого сделать не позволяет. Поэтому я сомневаюсь, что в гостиничном
бизнесе это можно будет сделать хоть в каком-либо виде», — считает
Пономарев.
Однако Андрей Игнатьев не теряет надежды уже летом презентовать свою
разработку на рынке. Говорит, сейчас его команда активно тестирует
систему и уверяет — инновация не будет очень дорогой, и на стоимости
проживания в отеле не отразится. Ну, а тем постояльцам, у кого паспорт
старого образца, увы, придется идти в обычную гостиницу.