Такая информация нужна не для праздного любопытства: знать о
надвигающейся проблеме лучше заранее, ведь чем раньше начаты коррекция
и лечение – тем больше шансов исправить ситуацию в пределах возможного.
Наиболее распространенное нарушение у современных детей – это так называемый гипердинамический синдром,
или «синдром дефицита внимания». Под этим термином подразумевается не
недостаток внимания к ребенку со стороны взрослых, а недостаток
способности самого ребенка на чем-либо сконцентрироваться. Этот синдром
выявляют у 5-10% детей, причем преимущественно – у мальчиков.
Проявления гипердинамического синдрома начинаются лет с 1,5 и
«затухают» примерно к 15 годам, а «расцвет» его приходится на возраст
от 4 до 8 лет.
Гипердинамичные, или, как их обычно называют, гиперактивные дети
– это прямая противоположность аутистам: они чрезвычайно общительны и
впечатлительны, беспокойны, неусидчивы, импульсивны, эмоциональны. Но
все эмоции и впечатления их неглубоки и мимолетны («в одно ухо влетело
– в другое вылетело»), они ни на чем не способны сконцентрироваться
дольше нескольких минут, у них нет устойчивых интересов, они не
способны целенаправленно чего-либо достигать. Причины всех этих
«безобразий» – в небольших органических поражениях головного мозга в
результате нарушений, возникших в ходе беременности или в процессе
родов, наследственной предрасположенности либо травмы, полученной в
раннем возрасте.
Главные проблемы у таких детей начинаются в школе (хотя уже и в
детском саду они обычно «собирают» все замечания воспитателей).
Гиперактивный ребенок так же мучается со школой, как и школа – с ним,
поскольку у него в дефиците именно те качества, которые в первую
очередь требуются от ученика: внимание, усидчивость, умение работать
самостоятельно и планировать свое время и действия – все это его
больные места.
Кроме того, у таких детей нарушена эмоциональная сфера:
они агрессивны и вспыльчивы, что еще более, чем невнимательность,
затрудняет их адаптацию в школе. Причем их агрессия – словно тоже
«ненастоящая»: они загораются, как спички, от ничтожнейшего повода и в
гневе совершенно не контролируют себя и силу своих действий, поэтому
порой кажутся бессмысленно жестокими и «испорченными». Однако это –
всего лишь вспышки: ничего дурного они обычно заранее не планируют,
через 5 минут после драки они уже и не помнят, что же произошло, могут
предложить избитому ими ребенку продолжить игру и никак не поймут,
почему их все избегают и сторонятся. Такой ребенок постоянно получает
замечания за вечные драки и конфликты, и при этом он на самом деле не
злой, очень любит общаться, тянется к детям (которые, понятно, не
всегда рады его обществу – что только усугубляет ситуацию).
Еще одна причина школьных проблем – трудности в обучении письму и
чтению: все нарушения, которые только могут быть связаны с этими
процессами, обычно выпадают на их долю. Пишут они слишком крупными
буквами, почерк их ужасен, тетрадки – самые грязные и мятые в классе
(равно как и их одежда), личные вещи вечно теряются.
Понятно, что именно эти дети, как магнитом, притягивают к себе все
замечания, укоризненные взгляды и неприязненное отношение как со
стороны сверстников, так и со стороны педагогов. Поэтому – внимание,
родители: главное, что вы можете сделать для своего ребенка – это
запастись безграничным терпением и дать ему понять, что вы его любите
таким, какой он есть, что вы не объединились против него со всем миром,
что семья – то место, где он в любом случае найдет понимание. Потому
что «упустить» такого ребенка – проще простого: ему так часто и так
много окружающие говорят о том, какой он «плохой», что очень быстро он
и сам начинает в это верить и вести себя соответственно.
Изгнанный из всех «приличных» компаний, он «летит туда, где
принимают» – во двор, к таким же изгоям, как и он сам. А поскольку, как
мы помним, планировать свои действия они не способны, зато легко
впадают в гнев и не контролируют свои поступки, то очень быстро влипают
в неприятности и пополняют ряды малолетних правонарушителей.
Итак, любите их такими, как они есть, ведь это ваши родные дети. Они
не плохи и не испорченны – просто они требуют особого внимания: очень
нуждаются в искреннем принятии, а еще – в обилии физической активности
(все виды спорта, требующие максимума отдачи сил – это для них), чтобы
выплеснуть в «правильное» русло свое обилие энергии. Также этим детям
необходимо, чтобы их направляли, структурировали их время, учили
планировать свои действия. Неплохим вариантом будет, как ни странно,
собака (если только родители проявят твердость и не возьмут на себя
заботы по ее воспитанию): необходимость кормить и выгуливать своего
друга в строго определенное время (а иначе собака взбунтуется!) даст
возможность ребенку развить то, чего ему не достает.
Последнее нарушение – так называемый синдром бродяжничества.
Помимо социальных причин, есть немало психологических «сбоев»,
приводящих к ситуации, когда ребенок систематически уходит из дома,
путешествует в течение довольно длительного времени, либо просто
«гуляет» по улицам. Пик охоты к перемене мест приходится на возраст от
7 до 15 лет, причем с мальчиками это случается значительно чаще, чем с
девочками.
Существует несколько «сценариев» склонности к бродяжничеству:
- это может быть тяга к новым впечатлениям, потребность в притоке
постоянно меняющейся информации, своеобразное ощущение, когда «стены
давят», и ребенок не может долго оставаться на одном месте – это
патологическое состояние называют дромоманией;
- возможна жажда приключений, «экшена», «настоящей жизни», причем
дети нередко долго и тщательно (в их понимании) готовятся к таким
путешествиям;
- наконец, дети могут покидать дом по причине того, что там им
элементарно плохо: с ними жестоко обращаются либо не замечают совсем, и
уйти – единственный способ избежать невыносимой более обстановки, или
же сделать хоть что-то, чтобы ребенка (ну хотя бы его отсутствие)
наконец заметили.
Уходы могут быть как кратковременными, так и длительными, как
разовыми и нечастыми – так и привычными. Появляются определенные
стереотипы и традиции: любимые места и маршруты «путешествий». В
случае, если человек все же благополучно перерастает такой период, тяга
к приключениям и перемене мест остается с ним навсегда: он любит походы
и путешествия, предпочитает работу, связанную с командировками.
Причинами таких состояний в детстве могут быть серьезные нарушения
(психопатии, шизофрении), органические патологии (олигофрении,
эпилепсии), поэтому к таким детям нужно быть особенно внимательными.
Однако бродяжничество может быть спровоцировано и у совершенно
здорового ребенка – нездоровой атмосферой в семье.
Итак, как видим, уже в детском возрасте мы можем заметить истоки
многих проблем, которые без достаточного внимания могут обернуться
серьезными неприятностями в будущем.
Однако хочется вновь, как и в предыдущем материале (это очень важно,
поэтому – повторюсь), посоветовать мамам и папам не впадать в паранойю
и не выискивать у своего ребенка все то, о чем они прочтут в этой
статье: диагнозы никогда не ставятся на основании найденных в Интернете
материалов. И, конечно же, найдя совпадения в одном-двух признаках,
рано бить тревогу: любой диагноз – это совокупность симптомов, а не
«что-то похожее».
Однако если у вас имеются сомнения и тревожных моментов довольно
много, чем раньше вы проконсультируетесь со специалистами – тем больше
вы сможете помочь и своему ребенку, и себе самим.
Источник: http://shkolazhizni.r
|