Президент
подписал документ о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов.
Однако документ носит только рекомендательный характер и для того,
чтобы он реально заработал, необходимо внести ряд изменений в
действующее законодательство. В каких именно переменах оно нуждается,
чиновники и представители общественных объединений инвалидов обсудили за
круглым столом в Совете Федерации.
Как было завялено, чиновники подготовили ряд законопроектов для
внесения в Госдуму, которые позволят скорректировать российское
законодательство в соответствии с Конвенцией. В частности, изменения
могут затронуть ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Дело в том, что
Конвенция меняет сам подход к определению инвалидности: упор делается
не на медицинские аспекты, а именно на социальные. Так, законопроект о
внесении изменений в ФЗ о соцзащите исходит из того, что сами по себе
стойкие ограничения функций жизнедеятельности организма не порождают
никаких препятствий к участию инвалида в жизни общества. Ограничения
проявляются только в связи с социальными или иными средовыми барьерами,
которые существуют независимо ни от каких ограничений функций организма
и только обостряются последними.
То, что в России будет покончено с медицинским подходом к
инвалидности, не может не радовать, согласился депутат Госдумы Олег
Смолин. Но, по его словам, новый подход также может таить в себе
некоторые опасности. Так, он считает, что при определении социальных
барьеров все же следует исходить из объективного основания, которым
является именно нарушение функций организма. В противном случае, по
мнению депутата, может возникнуть ситуация, когда государство ограничит
поддержку инвалидов лишь устранением барьеров: инвалиду-опорнику выдали
коляску, в городе установили пандусы — все, барьеры преодолены! — в
инвалидности и дополнительной поддержке государства он больше не
нуждается. "К этому вопросу нужно подходить внимательно, иначе опасения
некоторых людей о том, что Конвенция может привести к ухудшению
социальной защиты, могут оказаться не вполне беспочвенными", —
предостерегает Смолин.
В связи с этим законопроект не случайно содержит положение о том, что
органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и местного
самоуправления должны привлекать представителей общественных
объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих
интересы людей с ограниченными возможностями. Также документ гласит,
что решения, принятые с нарушением этой нормы могут быть признаны
недействительными в судебном порядке. Действующее же законодательство
предусматривает такую обязанность только для органов исполнительной
власти.
Еще один важный момент, который чиновники намерены предусмотреть в
законодательстве — вопрос о компенсации затрат на самостоятельное
приобретение технических средств реабилитации и услуг. Сейчас инвалидам
возмещается только та сумма, которая предусмотрена для приобретения ТСР
государством. Но этих средств порой недостаточно для того, чтобы
купить качественные технические средства, отвечающие потребностям людей
с ограниченными возможностями. В связи с этим законопроектом "О
внесении изменений в часть шестую статьи 11 ФЗ "О социальной защите
инвалидов в РФ" предлагается повысить компенсацию до полуторного
размера стоимости ТСР, предоставляемых государством.
Нуждается в изменениях и образовательная политика. Среди
абитуриентов, пользующихся льготами при поступлении в вузы, люди с
инвалидностью занимают особое положение. Дело в том, что право инвалида
на образование, помимо этого закона, регулируется еще и индивидуальной
программой реабилитации. Как правило, в ИПР инвалидов 1 и 2 групп
записано, что они могут обучаться в специально созданных условиях.
Многие вузы и колледжи отказываются принимать инвалидов в виду
отсутствия особых условий. Таким образом, инвалид, подавший заявление в
такое учебное заведение, фактически лишается возможности
воспользоваться льготой при поступлении. Законопроект "О внесении
изменений в пункт 6 статьи 16 ФЗ "Об образовании" позволит решить эту
проблему, в том числе и путем предоставления инвалидам возможности
подавать документы сразу в несколько вузов. Соответствующий
законопроект уже внесен в Госдуму.
Заместитель председателя Госдумы Иван Мельников также заметил, что
ряд изменений следует внести и в трудовое законодательство в отношении
инвалидов. В частности, он отметил, что в соответствии с
ратифицированным документом инвалиды имеют равное право на труд и
возможность зарабатывать себе на жизнь. "В советское время только на
предприятиях ВОС работали 52 тыс. человек. Сейчас там работает всего 11
тыс. человек. Похожая ситуация и на предприятиях ВОГ", — заметил
Мельников. Все это, по его словам, свидетельствует об определенных
проблемах в области трудоустройства инвалидов, требующих нового
законодательного регулирования.
Государство обязано запретить дискриминацию в области занятости
инвалидов. Сейчас же, по словам Олега Смолина, система пенсий и денежных
выплат в зависимости от утраты трудоспособности поражает своей
абсурдностью. "Вместо того, чтобы стимулировать людей к труду, учебе,
занятиям спортом или общественным делам, она их за это наказывает.
Устроишься на работу или поступишь в вуз — тебе тут же снизят пенсию,
причем на столько же, сколько заработаешь", — негодует депутат. По его
словам, с ратификацией Конвенции появилась возможность изменить ситуацию
с занятостью инвалидов.
"Законодательство должно стимулировать инвалидов жить в обществе", —
уверен депутат Госдумы Михаил Терентьев. По его мнению, Конвенция ООН о
правах инвалидов уничтожит те барьеры, которые окружают людей с
ограниченными возможностями, и позволит им наслаждаться жизнью. Он
отметил, что ранее депутаты Госдумы уже внесли изменения в
избирательное законодательство, Воздушный кодекс. Перемены в действующем
законодательстве последуют и за ратификацией Конвенции.
Терентьев заметил, что при разработке законопроектов необходимо
стремиться к тому, чтобы стимулировать людей с инвалидностью жить в
обществе, а не сидеть в четырех стенах. Особое внимание он попросил
обратить на вопрос об определении льгот.
"Они должны стимулировать независимость и самостоятельность людей с
инвалидностью. Если предоставлять им возможность заменить транспортные
льготы выплатами, в большинстве случаев, при наличии комплексных проблем
с отсутствием безбарьерной среды, инвалиды предпочтут сидеть дома и
получать компенсацию", — считает депутат. Помимо масштабных имений,
призванных изменить в целом подход к социальной защите инвалидов, их
трудоустройству, образованию, планируется внести и ряд более мелких, но
не менее важных. Так, согласно ст. 25 Конвенции инвалиды должны
получать те медицинские услуги, которые им необходимы по причине
инвалидности. В России же, по мнению Мельникова, сложилась критическая
ситуация с лекарственным обеспечением, не говоря уже о том, что
инвалиды по зрению попросту не могут самостоятельно принимать
лекарственные препараты.
"Необходимо обязать производителей наносить на упаковках
лекарственных средств брайлем названия и характеристики медицинских
препаратов", — считает Мельников. Соответствующие изменения планируется внести в закон "Об обращении лекарственных средств".
А вот по мнению руководителя юридической службы региональной
общественной организации инвалидов "Перспектива" Максима Ларионова,
обновить законодательство в области защиты инвалидов следует с введения
антидискриминационных норм.
По его словам, даже когда Госдума РФ принимала закон о ратификации
Конвенции ООН, а Совет Федерации его одобрял, в России продолжали
происходить акты дискриминации в отношении инвалидов: авиакомпания не
пустила пассажиров с инвалидностью на борт, закрылись классы и целые
школы для особых детей, в океанариум не пустили детей с аутизмом.
Наказания же для тех, кто дискриминирует людей с ограниченными
возможностями, пока не последовало.
В связи с этим юрист отметил, что, по примеру американского или
британского закона об инвалидах, в России необходимо проработать вопрос о
введении презумпции виновности. "Тогда если инвалид считает, что в
отношении него произошел акт дискриминации (независимо от того,
государственным органом, организацией, физическим или должностным
лицом), он сможет подать в суд и не доказывать свою правоту. Это
предполагаемый обидчик должен будет доказывать свою невиновность", —
считает Ларионов.
Очевидно, что определенных изменений в законодательстве в связи с
ратификацией Конвенции не миновать. По словам Смолина,
Минздравсоцразвтия уже готовит ряд документов по совершенствованию
политики в области соцзащиты инвалидов. Он отметил, что и общественные
организации, и чиновники должны быть готовы вносить свои коррективы и
предложения по совершенствованию готовящегося документа.
А для того, чтобы радикально повысить уровень соцзащиты инвалидов,
участники круглого стола считают, что над концепцией реализации
Конвенции ООН о правах инвалидов должны работать профильные советы при
президенте и председателе Госдумы.
При этом к процессу подготовки концепции следует активно привлекать заинтересованные общественные организации.
Анна Семенец
|