Немецкие
психологи предупреждают: улыбаться часто по поводу и без вредно для
здоровья. В зоне повышенного риска находятся стюардессы, продавцы и
представители других профессий, связанных с постоянным общением с
клиентами. Они вынуждены быть вежливыми и дружелюбными даже с не очень
приветливыми клиентами. Это может привести к стрессу и депрессии.
Как утверждает профессор Университета им. Иоганна Вольфганга Гёте
(Johann Wolfgang Goethe-Universität) Дитер Цапф, необходимость постоянно
улыбаться клиентам негативно скажется на психологическом здоровье в
будущем. Организм воспринимает эту необходимость как насилие над собой,
что, в свою очередь, приводит к депрессии, повышению кровяного давления
и учащению сердцебиения. Цапф рекомендует людям, которые вынуждены
постоянно улыбаться на работе, обязательно находить время на небольшой
отдых, чтобы снять стресс, агрессию и просто посидеть, не улыбаясь.
Между тем для Германии эта проблема не столь актуальна, как, например,
для США. Грубость обслуживающего персонала является одной из основных
немецких проблем в сфере обслуживания. В 2006 году, когда Германия
принимала у себя Чемпионат мира по футболу, эта проблема была поднята на
государственный уровень. Тогда в стране была проведена масштабная
кампания для того, чтобы научить немцев быть приветливее с иностранными
гостями.