Бархатный сезон в Крыму. Что может быть прекраснее. Пляжи
опустели от детворы, солнце перестало быть палящим, воздух пахнет
необыкновенной смесью осени и моря…
В такую пору мне посчастливилось побывать в Крыму в сентябре 2007 года.
Мы с мужем отправились в свадебное путешествие в Ялту. Прекрасный город,
чистейшее море, масса достопримечательностей. Но для меня самым ярким
впечатлением и до сих пор является путешествие на гору Ай-Петри. О нем и
хочу поведать всем читателям МирСоветов.
Гора Ай-Петри – одна из самых высоких гор Крыма. Ее высота 1234 м и
своей вершиной она, без сомнения, цепляет небо. По советам старожилов (у
которых мы снимали комнату), собираясь на гору, следует взять с собой
теплую одежду, так как на вершине температура воздуха на 5-10 градусов
ниже, чем у основания.
Рано утром, прихватив свитера, мы на катере (экскурсия стоит от 5$ на
человека) отправились в Мисхор. Надо сказать, прогулка по морю удалась.
Увидев Ласточкино гнездо, множество красивейших санаториев и не услышав
ни слова из того, что по громкоговорителю рассказывал экскурсовод, мы
прибыли в Мисхор. Прогуливаясь по саду Воронцовского дворца, мы
увязались за экскурсией и благодаря этому увидели ядовитое дерево,
которому 2000 лет и обалденный пруд с почти ручными лебедями. Эта самая
экскурсия и вывела нас к уникальной, как было указано в нашем
путеводителе, канатной дороге.
Канатная дорога на Ай-Петри
Надо сказать, увидев верхнюю станцию, мне резко перехотелось туда
подыматься. Высоты я не боюсь, но вот представить себя в кабине трамвая,
который мчит над пропастью, не могла никак.
Канатная дорога на Ай-Петри уникальна тем, что между средней и верхней станцией канатки нет вышек. Рекорд Европы.
Выстояв минут 20 в очереди и услышав от экскурсовода, что несчастных
случаев со времени запуска дороги (а это с 1988 года) не было, я
успокоилась и села в трамвай. Рассчитан он был на 35 человек, причем все
места были стоячие. Один билет стоил 4 доллара. Окна в трамвае занимали
две трети его высоты, и из них открывалась прекрасная панорама
виноградников, над которыми мы «плыли». До первой – нижней станции –
добрались минут за 8. Пересели на другой трамвайчик. И тут началось
самое интересное. Скорость увеличилась раза в два, а высота раз в пять.
Вместо виноградников под нами проносились леса, а позже и вовсе отвесные
скалы. От резкой смены давления заложило уши, и муж посоветовал, закрыв
нос, надуть щеки. Помогло. Не помню, как добрались до верхней станции:
половина людей в вагончике постанывала от страха, а я и вовсе закрыла
глаза.
На вершине горы
Когда мы ехали, я представляла вершину горы лысой, безлюдной площадкой,
по которой снуют туристы. Не тут-то было. Мы прибыли в настоящий город!
Немного переведя дух, пошли гулять по плато. Надо сказать, свитера взяли
не зря. Разница температур чувствовалась хорошо. А кроме этого, все
плато было окутано облаком и создавалось впечатление тумана. В то, что
находимся в облаке, не верилось. Особенно, когда со смотровой площадки
увидели солнечную Ялту.
С этой же площадки виднелись Зубцы Ай-Петри (их высота 12-15 метров), которые образуют целый ряд пиков.
Да и деревья здесь странные: кривые крымские сосны, обвешанные
ленточками. Оказывается, вешая ленточки из целлофана, туристы загадывают
желания.
Развлечения в «городке»
Побродив по горам, мы двинули в «город». Ради такого можно пережить даже подъем по канатной дороге.
Начнем с того, что здесь можно пофотографироваться и с огромным чучелом симпатичного медведя,
и с орлом, и с пантерой,
и с живым, но маленьким медвежонком.
Само собой это не бесплатно и стоит от 2 долларов за кадр. Вот кого не ожидала увидеть на горе – так это верблюда.
Предприимчивые татары (местные жители) за 5-10 долларов покатают вас, облачив в шикарный национальный костюм.
Одному парню предложили взлезть на верблюда всего за 1 доллар. Он,
порадовавшись почти «халяве», взлез. Верблюд покатал его немного, после
чего хозяин зверушки запросил уже 15 долларов за спуск с верблюда.
Парень был в шоке, заплатил – побоялся прыгать. Я его понимаю. Высота
верблюда в стоячем положении где-то метра два.
Покататься здесь можно и на ослике, и на ретромобиле, и на картингах. Стоимость такого удовольствия от 6 долларов за час.
Стоит на горе и качеля-центрифуга для любителей экстрима. Так что скучно не будет.
На Ай-Петри исследовано более 35 пещер. И экскурсия по ним стоит от 20
долларов. Мы хотели найти пещеру-холодильник, о которой много слышали,
но без проводника это почти невозможно. А жаль, ведь в ней даже летом
лежит снег.
О вкусном…
Побродив по почти альпийским лугам, надышавшись горным воздухом и даже
наткнувшись на несколько крупных грибов, мы вернулись к подъемнику. А
там… десятки кафешек, тепленьких, с коврами и кальянами, хозяева которых
просто-таки тянут тебя за руки – зовут у них отобедать.
Лагман (домашняя лапша с овощами и бараниной), шурпа (суп из мяса барашка) и нереально вкусный и все из настоящих восточных казанов. Это для начала.
Шашлык из свинины, баранины, овощей, свеженький, приготовленный при вас.
Салаты, сладости, вкуснейший чай и, наконец, вино… Вина здесь на любой
вкус – десертное, белок, красное, крепленое… Дегустация всех сортов
бесплатная, а сортов этих по 10-15 у каждого хозяина.
Всем читателям МирСоветов рекомендую брать с собой побольше денег:
стоимость порции шашлыка (любого) от 4 долларов, порции любого горячего
блюда – 3 доллара. А вот вино лучше брать литрами (на разлив с собой).
Причем с хозяином легко сторговаться (только чтоб не слышали
конкуренты). Литр вина стоит 4-6 долларов. Мы поторговались и взяли 2
литра, но по 3 доллара. Кстати, вино тут домашнего приготовления, но
такое густое и вкусное, что легко поспорит с самой Массандрой. Как вы
поняли, отобедать можно шикарно.
Только вот после такой обильной еды захотелось полежать. Жаль, что здесь
нет гостиницы. Хотя, видимо, скоро будет – уже был возведен почти весь
ее каркас.
Сувениры
Засобирались домой. Но перед этим зашли на рынок за сувенирами. Чего тут
только нет: овечьи шкурки прекрасной выделки (от 40 долларов),
жилеты-безрукавки из овчины (взрослые от 20 долларов; детские – по 10),
изделия из яшмы, пахучего можжевельника, пряности, подушечки,
наполненные ароматными луговыми травами и так далее.
И цены сравнительно низкие. У подножия горы в сувенирной лавке всё
вышеперечисленное стоило на 2 доллара дороже, а в Ялте так и вовсе на 5.
Так что если покупать сувениры, то здесь.
Обратная дорога
Скупившись, мы обратили внимание на маршрутные такси с надписью
«Ай-Петри – Ялта». Решив, что спуск на трамвайчике я не переживу, решили
ехать микроавтобусом. Сразу хочу предупредить всех читателей
МирСоветов, что спуск по этой дорогое – экстрим еще тот. Дорога по самой
горе не страшна – обычная трасса.
По пути мы увидели купола метеостанции и Ай-Петринский меридиан.
А вот когда начался спуск по серпантину – мы поняли смысл жизни… Дорога
шириной не более четырех метров была двухсторонней. С одной стороны
дороги была отвесная скала, с другой – не менее отвесный обрыв. Поворот
сменялся поворотом, а водитель, казалось, едет на ощупь. Встречные
маршрутки почти терлись об окна нашей. Да и пассажиры один за одним
просили остановить на минутку. Спуск покруче, чем на канатной дороге.
Подольше (на канатке подъем-спуск занимает ровно 20 минут, по серпантину
– минут 40), зато дешевле – всего 3 доллара за дорогу до ялтинского
автовокзала.
Оказалось, эту дорогу строили 50 лет. Титанический труд.
Доехав до бахчисарайской трассы, серпантин закончился, и мы выдохнули. И
я пообещала себе больше никогда не подыматься в горы. Но спустя два
дня, мы вернулись на Ай-Петри. Знаете ли, захотелось шашлычка и острых
ощущений… Очень советую.
|