Что среднестатистическому человеку известно о Финляндии? «Страна
тысячи озер», «горячие финские парни», одноименная водка, телефоны
«Nokia». А также – , хоккей, «финская бумага», родина местного Деда Мороза… Все, в общем-то, правильно!
Предлагаемые читателю МирСоветов строки – не записки туриста, а описание
впечатлений от деловых поездок в эту страну, где кроме воды много леса и
возможностей для его переработки…
О местоположении и истории
Собственно, Финляндия – ближайшая к нашей европейской части настоящая
«капстрана». Не бывшая соцреспублика и не страна из бывшего же
соцлагеря! И, тем не менее, это государство, с которым мы (Россия) до
1917 года более века составляли единое целое. И которое, кстати, тогда
же (после революции) впервые в своей истории получило независимость!
Поэтому и отношение к нашей стране в Финляндии более чем толерантное.
Люди наши попадают в страну, обычно, по работе. Бизнес-проекты, экспорт
сырья, командировки на предприятия, использование возможностей финских
морских портов – это все, как правило, на юге страны. Реже – катания на
лыжах, посещение родины Деда Мороза и классический туризм – это,
зачастую, в северных регионах.
Я, как было сказано, был в Финляндии по работе, поэтому предлагаю несколько заметок о южных районах страны и ее столице.
Как добраться
Доступны все варианты – автомобиль (автобус), поезд, самолет, морской
лайнер. Поскольку страна территориально близкая, то в 100 долларов
вполне можно уложиться.
Вполне комфортный (и доступный!) вариант – железная дорога. У нас одна
ширина колеи – 1520 мм, в Европе (везде!) – уже. Поэтому все очень
быстро. Вечером вы в Москве, к полудню следующего дня в Хельсинки! При
этом таможня практически незаметна: проводники вечером собирают
паспорта, которые наутро возвращаются с соответствующими отметками.
Рекомендую!
Визовый режим – очень мягкий, но это все-таки Шенген, со всеми вытекающими требованиями!
Кстати, и дальнейшие перемещения по стране с использованием железных
дорог также весьма удобны – та же система скоростного сообщения, как и в
остальной Европе, быстро и комфортно, без излишних «самолетных»
формальностей!
Заготовка леса
Финляндия отличается особым, я бы сказал, трепетным отношением к лесным
ресурсам (подчеркну – к собственным ресурсам; к экспортным материалам, в
частности, из нашей страны отношение другое, но речь здесь не об этом).
Все учтено, пронумеровано, обмерено, изучено и так далее и тому
подобное. Практически все в частном владении – в стране более 500 000
(!) собственников лесных угодий. Т.е. практически все население страны.
Многие сами и заготавливают древесину. Еще большее число – передают это
право (заготовки, а не право собственности) другим.
Заготовка, естественно, осуществляется самыми современными способами. С
использованием полностью автоматизированной техники, которая валит
стволы, обрезает сучьи и ветки, распиливает на бревна и вывозит готовые
сортименты (бревна определенной длины) с делянки на дорогу, по которой
может передвигаться обычный автотранспорт. На него все это и грузится и
отправляется на переработку, и далее – на экспорт.
Переработка – это тоже отдельный и высокотехнологичный бизнес, степень
участия в котором человека минимальна. Результат: доска, различные
профили, плиты, фанера, бумага и прочее, и прочее.
Города и городки
Финляндия – не слишком большая и весьма малонаселенная страна. Какие
населенные пункты приходят вам на ум, кроме столицы страны – Хельсинки.
Лахти, Турку, Тампере, Раума…
Города и поселки по нашим меркам небольшие (население всей страны меньше
московского мегаполиса!), но в каждой «деревне» обязательно(!) есть
крытые хоккейная площадка и бассейн. Соотечественники рассказывают, что
если купить годовой абонемент, то дешевле ездить в Финляндию, чем
приобрести аналогичную услугу в первопрестольной!!
Везде очень тихо, чисто и спокойно. Туристической инфраструктуры (если
это не лыжный центр типа Лахти) в привычном понимании нет, но сервис на
привычно высоком, европейском уровне.
Столица государства – Хельсинки – напоминает обычный северный город. Пожалуй, весьма схожа с нашим Выборгом.
До очарования и помпезности Петербурга – далеко. Особых красот не
увидите, но архитектура рубежа XVIII-XIX веков, да и более современные
постройки вполне смотрятся. Например, соборы и вырубленный в скале
концертный зал!
Транспорт в столице – автобус, такси и трамвай. В остальных населенных пунктах – только первые два.
Несколько заключительных слов
Тихая и спокойная европейская страна. Климат достаточно мягкий на юге
(так же, как у нас в Питере) и более суровый на севере (как в Карелии). Я
был в Финляндии в феврале – вполне терпимо.
Отельный бизнес представлен всеми известными мировыми брендами. Цены в столице на 4* – от 80 евро, в провинции – дешевле.
Кухня традиционна и добротна. В любом кафе или ресторанчике вы сможете
легко поесть за 8-10 евро. Из напитков – прекрасная, мягкая местная
водка! Почти везде можно попробовать блюда из оленины, но на мой вкус –
ничего особенного…
Общение в стране официально происходит на двух языках – финском и
шведском. Начального уровня английского также будет достаточно и есть
шанс, что где-то вас поймут и на русском!